ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТА
в высокогорной~Местности
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Эксплуатация вертолетов в высокогорной местности имеет свои особенности, которые обусловливаются различиями в атмосферных условиях, наличием для посадки и взлета площадок ограниченных размеров и с плохими подходами.
Как известно, с увеличением высоты изменяются давление и температура наружного воздуха. Эти изменения оказывают влияние па мощность двигателя и на тягу несущего винта, которые играют решающую роль при эксплуатации вертолетов. Атмосферные условия влияют также на запуск двигателя, который с увеличением высоты над уровнем моря во многом зависит от правильной заливки его бензином. С увеличением высоты заливка бензином двигателя при запуске должна быть меньше, чем при запуске на меньших высотах. Так, для двигателей АПІ-82В, устанавливаемых на вертолетах Ми-4, заливка на высотах более 1800 м должна быть на 25—30% меньше, чем на высотах, близких к уровню моря.
Большое влияние на эксплуатацию вертолетов в высокогорной местности оказывает ветер, который в зависимости от рельефа местности меняет свое направление, а также восходящие и нисходящие потоки воздуха. Попадая в них, вертолет «бросает», в элементах его конструкции возникают повышенные напряжения, а кроме того, затрудняется пилотирование вертолетом.
Интенсивность воздушных потоков зависит от времени года и суток. Наибольшей интенсивности эти потоки дости-
229
гают в летнее время днем у склонов гор, когда склоны гор сильно прогреваются солнцем. При этом движение воздушных потоков вполне закономерно: по стороне, прогреваемой солнцем, — вверх, а по теневой — вниз. Пересекая горные хребты в направлении с солнечной стороны на теневую, вертолет может попасть в нисходящий поток, если высота полета над хребтом мала. Для избежания этого высота превышения полета над хребтом должна быть не менее 500—600 м. Если из условия метеообстановки (наличие над хребтом мощных кучевых облаков) или по техническим возможностям вертолета, или по тактическим соображениям невозможно иметь такое превышение’, то горный хребет следует пересекать под острым углом к нему, при этом обеспечивается отворот вертолета в сторону при попадании его в мощный нисходящий поток.
В долинах и ущельях (особенно когда расстояние между горами небольшое) вертолет встречается с мощными восходящими и нисходящими потоками воздуха, которые в указанных условиях принимают кольцевое движение. Полеты в таких условиях небезопасны. Вертолет может быть вовлечен в нисходящий поток воздуха, и запаса тяги несущего винта не хватит для парирования снижения.
Попадая в мощный нисходящий поток, вертолет имеет возможность наиболее эффективно гасить вертикальную скорость снижения при подходе к земле в зоне влияния «воздушной подушки», что и бывает на практике. Если полеты происходят над сильнопересеченной местностью со сложным профилем рельефа или над лесными массивами, то использовать влияние «воздушной подушки» зачастую не представляется возможным.
Направление движения воздушных масс и их интенсивность должны учитываться также при взлете и посадке.